АСОТП БЕЛАЗ-7530 — от проектирования до испытаний
В горнорудной промышленности используется дорогостоящая спецтехника, которая часто работает в экстремальных условиях. Для нее необходима защита от возгорания, что легко обеспечить с помощью установки системы пожаротушения.
Среди импортных систем было много хороших вариантов. Например, Ansul (США), Afex (США), Dafo (Швеция). Все они отличались высокой надежностью, но при этом еще и дорогой стоимостью, а также были сложны в обслуживании.
К нам обратилась компания ОАО «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - самый крупный производитель горнодобывающей техники на постсоветском пространстве. Заказчика не устраивали уже существующие отечественные системы пожаротушения, ГК «ЭПОТОС» было предложено разработать систему, которая бы полностью соответствовала техническим требованиям.
У спецтехники следовало защитить два отсека:
Моторный отсек и площадь грунта под ним
Задний мост
Функции АСОТП (автоматической системы обнаружения и тушения пожара):
Определение опасного превышения температуры (пожара) в защищаемых отсеках
Автоматическое отключение вентилятора
Автоматический запуск системы тушения в месте возникновения пожара
Автоматическое охлаждение высоконагретых частей двигателя
Возможность ручного запуска системы как из кабины водителя, так и на уровне земли (кнопка пуска на корпусе самосвала)
Система сигнализации
Тепловые пожарные датчики в бензомаслостойком исполнении
Система тушения
Порошковое тушение
Система охлаждения коллектора двигателя
Технические характеристики:
Температура эксплуатации – от — 55 до +65°С
Стойкость к воздействию вибрационных нагрузок – М26, М30, М31
Стойкость по ЭМС, не ниже – 3 степень жесткости
Карьерный самосвал Белаз-7530, обеспечивающий подъем груза весом до 220 тонн, был выбран в качестве объекта защиты.
Отдел разработки приступил к созданию новой системы обнаружения и управления автоматическим тушением, обладающую всеми вышеперечисленными функциями и техническими характеристиками.
Перед специалистами ГК «ЭПОТОС» стояла еще одна важная задача. Дело в том, что в порошковых модулях огнетушащее вещество имеет свойство со временем слеживаться. Соответственно, средства пожаротушения с порошком внутри со временем теряют свою эффективность, а в руководстве по эксплуатации присутствуют правила, которые постоянно нужно соблюдать. Для примера, в системах от компании Ansul нужно каждые 6 месяцев следить за уровнем порошка в модуле. И если показатели неудовлетворительны, то необходимо заменить тушащий состав полностью. Это приводит к дополнительным проблемам.
Специалисты ГК «ЭПОТОС» решили эту задачу, определив максимальную степень уплотнения порошка. После ее достижения порошок прекращает слеживаться. Конструкторы системы доработали АСОТП и таким образом снизили объем работ по ее техобслуживанию.
Произведя необходимые компоненты новой системы, ГК «ЭПОТОС» перешла к испытаниям, которые подтвердили ее эффективность. Например, на натурном объекте на разрезе Кемеровской области спровоцировали возгорание обрезков бочек с отработанным маслом, которые были заранее установлены на двигателе, в заднем мосту самосвала и на грунте. Все 11 очагов были успешно и быстро потушены.
Конфигурация распыла порошковой системы тушения
Недостаточно потушить первое возгорание техники. Коллектор все равно продолжает сохранять высокую температуру, и, если на него попадет гидравлическое масло, объект загорится снова.
Конфигурация распыла порошковой системы пожаротушения
Поэтому нужно было разработать систему охлаждения коллектора двигателя и испытать ее в деле. В работе мы учли европейский стандарт UN regulation № 107.
Испытания проходили по следующему сценарию:
Макет коллектора вышеупомянутой модели самосвала нагревался до температуры 650-680°С
Инициируется попадание гидравлического масла на коллектор. Масло воспламенялось, оно загорается и при меньшей температуре - 320 - 350°С
На макет подается средство тушения (в данном случае порошок), а далее жидкость для охлаждения. При этом гидравлическое масло продолжает попадать на коллектор.
Гидравлическое масло распылается еще в течение 20 секунд после того, как подача охлаждающей жидкости остановлена.
Испытания, проведенные в ноябре 2018 года, подтвердили – система защищает технику от повторного возгорания. Представители компании «БЕЛАЗ» убедились в этом лично, так как присутствовали при экспериментах.
Следующий этап – монтаж системы. В феврале 2020 года АСОТП были установлены на два карьерных самосвала Белаз-75306. Но одного монтажа недостаточно. Для того, чтобы убедиться еще раз в эффективности системы, самосвалы должны были пройти не менее 60 000 км пробега.
Испытания проводились на Калтанском и Кедровском разрезах АО «Кузбассразрезуголь» уже в 2021 году, планам провести их в том же 2020 году помешала пандемия короновируса. В итоге после того, как каждый из самосвалов реализовал более 60 000 км пробега, системы были запущены и проверены на функциональность.
Теперь можно было однозначно сказать, что АСОТП Белаз-7530 рекомендована к установке на спецтехнику заказчика. Система не уступает импортной продукции, указанной выше, но при этом отличается гораздо более выгодной стоимостью.
Испытания проходили не только в условиях эксплуатации, но и в аккредитованных лабораториях:
Было осуществлено механическое воздействие на компоненты системы по группам М19 (шахты), М25 (железные дороги), а также М30 и М31 (карьеры и дороги общего пользования)
Компоненты подвергались воздействию высоких плюсовых и минусовых температур.
В апреле 2022 году на испытательной площадке ФКП «НИО ГБИП России» модули порошкового пожаротушения «Буран-50КДТ», входящие в АСОТП Белаз-7530, прошли климатические испытания при температурах +65ºС и - 57 ºС. Таким образом эффективность срабатывания и тушения системы в температурном диапазоне, установленном заказчиком, была подтверждена документально.
Так ГК «ЭПОТОС» вывела на рынок новую, эффективную и недорогую систему автоматического тушения, которая помогает защитить спецтехнику от возгорания и последующего уничтожения.
Среди импортных систем было много хороших вариантов. Например, Ansul (США), Afex (США), Dafo (Швеция). Все они отличались высокой надежностью, но при этом еще и дорогой стоимостью, а также были сложны в обслуживании.
К нам обратилась компания ОАО «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» - самый крупный производитель горнодобывающей техники на постсоветском пространстве. Заказчика не устраивали уже существующие отечественные системы пожаротушения, ГК «ЭПОТОС» было предложено разработать систему, которая бы полностью соответствовала техническим требованиям.
У спецтехники следовало защитить два отсека:
Моторный отсек и площадь грунта под ним
Задний мост
Функции АСОТП (автоматической системы обнаружения и тушения пожара):
Определение опасного превышения температуры (пожара) в защищаемых отсеках
Автоматическое отключение вентилятора
Автоматический запуск системы тушения в месте возникновения пожара
Автоматическое охлаждение высоконагретых частей двигателя
Возможность ручного запуска системы как из кабины водителя, так и на уровне земли (кнопка пуска на корпусе самосвала)
Система сигнализации
Тепловые пожарные датчики в бензомаслостойком исполнении
Система тушения
Порошковое тушение
Система охлаждения коллектора двигателя
Технические характеристики:
Температура эксплуатации – от — 55 до +65°С
Стойкость к воздействию вибрационных нагрузок – М26, М30, М31
Стойкость по ЭМС, не ниже – 3 степень жесткости
Карьерный самосвал Белаз-7530, обеспечивающий подъем груза весом до 220 тонн, был выбран в качестве объекта защиты.
Отдел разработки приступил к созданию новой системы обнаружения и управления автоматическим тушением, обладающую всеми вышеперечисленными функциями и техническими характеристиками.
Перед специалистами ГК «ЭПОТОС» стояла еще одна важная задача. Дело в том, что в порошковых модулях огнетушащее вещество имеет свойство со временем слеживаться. Соответственно, средства пожаротушения с порошком внутри со временем теряют свою эффективность, а в руководстве по эксплуатации присутствуют правила, которые постоянно нужно соблюдать. Для примера, в системах от компании Ansul нужно каждые 6 месяцев следить за уровнем порошка в модуле. И если показатели неудовлетворительны, то необходимо заменить тушащий состав полностью. Это приводит к дополнительным проблемам.
Специалисты ГК «ЭПОТОС» решили эту задачу, определив максимальную степень уплотнения порошка. После ее достижения порошок прекращает слеживаться. Конструкторы системы доработали АСОТП и таким образом снизили объем работ по ее техобслуживанию.
Произведя необходимые компоненты новой системы, ГК «ЭПОТОС» перешла к испытаниям, которые подтвердили ее эффективность. Например, на натурном объекте на разрезе Кемеровской области спровоцировали возгорание обрезков бочек с отработанным маслом, которые были заранее установлены на двигателе, в заднем мосту самосвала и на грунте. Все 11 очагов были успешно и быстро потушены.
Конфигурация распыла порошковой системы тушения
Недостаточно потушить первое возгорание техники. Коллектор все равно продолжает сохранять высокую температуру, и, если на него попадет гидравлическое масло, объект загорится снова.
Конфигурация распыла порошковой системы пожаротушения
Поэтому нужно было разработать систему охлаждения коллектора двигателя и испытать ее в деле. В работе мы учли европейский стандарт UN regulation № 107.
Испытания проходили по следующему сценарию:
Макет коллектора вышеупомянутой модели самосвала нагревался до температуры 650-680°С
Инициируется попадание гидравлического масла на коллектор. Масло воспламенялось, оно загорается и при меньшей температуре - 320 - 350°С
На макет подается средство тушения (в данном случае порошок), а далее жидкость для охлаждения. При этом гидравлическое масло продолжает попадать на коллектор.
Гидравлическое масло распылается еще в течение 20 секунд после того, как подача охлаждающей жидкости остановлена.
Испытания, проведенные в ноябре 2018 года, подтвердили – система защищает технику от повторного возгорания. Представители компании «БЕЛАЗ» убедились в этом лично, так как присутствовали при экспериментах.
Следующий этап – монтаж системы. В феврале 2020 года АСОТП были установлены на два карьерных самосвала Белаз-75306. Но одного монтажа недостаточно. Для того, чтобы убедиться еще раз в эффективности системы, самосвалы должны были пройти не менее 60 000 км пробега.
Испытания проводились на Калтанском и Кедровском разрезах АО «Кузбассразрезуголь» уже в 2021 году, планам провести их в том же 2020 году помешала пандемия короновируса. В итоге после того, как каждый из самосвалов реализовал более 60 000 км пробега, системы были запущены и проверены на функциональность.
Теперь можно было однозначно сказать, что АСОТП Белаз-7530 рекомендована к установке на спецтехнику заказчика. Система не уступает импортной продукции, указанной выше, но при этом отличается гораздо более выгодной стоимостью.
Испытания проходили не только в условиях эксплуатации, но и в аккредитованных лабораториях:
Было осуществлено механическое воздействие на компоненты системы по группам М19 (шахты), М25 (железные дороги), а также М30 и М31 (карьеры и дороги общего пользования)
Компоненты подвергались воздействию высоких плюсовых и минусовых температур.
В апреле 2022 году на испытательной площадке ФКП «НИО ГБИП России» модули порошкового пожаротушения «Буран-50КДТ», входящие в АСОТП Белаз-7530, прошли климатические испытания при температурах +65ºС и - 57 ºС. Таким образом эффективность срабатывания и тушения системы в температурном диапазоне, установленном заказчиком, была подтверждена документально.
Так ГК «ЭПОТОС» вывела на рынок новую, эффективную и недорогую систему автоматического тушения, которая помогает защитить спецтехнику от возгорания и последующего уничтожения.